Тюнинг АКПП, преимущества и недостатки


Тюнинг АКПП, преимущества и недостатки


Даже коробку передач ДСГ 7 можно сделать ещё продуктивнее, резвее и надежнее. Каким образом? С помощью тюнинга. О том, насколько он целесообразен, для чего делается и каким образом, мы и расскажем вам прямо сейчас.

Основные цели осуществления тюнинга АКПП

Ждать, пока АКПП б/у окончательно выйдет из строя или же новая коробка вдруг станет более плавно переключать передачи, не стоит. Лучше начать действовать самим, а именно выполнить тюнинг, который позволяет:

  • повысить долговечность, надежность и запас прочности агрегата;
  • изменить рабочие характеристики - скорость переключения, передаточные числа и крутящий момент при старте движения, динамику скоростной езды и т.д.
  • устранить разные проблемы (конечно же, это не ремонт гидроблока АКПП, но с теми же рывками при переключении тюнинг помочь может).

Методы тюнинга:

  1. Химический. При нем предполагается использование различных присадок, специальных ATF, модифицирующих жидкостей, веществ, которые снижают трение узлов и деталей, восстанавливают уплотнители и прокладки, и прочих средств. Их задача проста - улучшить рабочие параметры трансмиссии, устранить недочеты в работе, увеличить термин полезной службы АКПП. По крайней мере, именно о таком заявляют производители таких чудо-веществ. Производятся они преимущество в США.
  2. Тюнинг АКПП, преимущества и недостатки - фото 2Качественный. Он прямо связан с воздействием на качество материалов, из которых состоят запасные части и узлы агрегата. При этом функции и рабочие характеристики остаются без изменений.
  3. Глубокий или конструкционный. Он предполагает изменение конструкции элементов АКПП, что ведет и к преобразованию их характеристик, в том числе оборотов двигателя на старте, вращательного момента, динамики и резкости переключений, времени активизации блокировки гидротрансформатора, оптимальных границ переключений относительно оборотов и скорости движения и т.д.
  4. Программный. Такой тюнинг предполагает изменение настроек и перепрограммирование алгоритмов переключения коробки.

О каждом из методов мы расскажем в деталях, а также оценим какой позитивный эффект на предпринятые действия могут произвести на работу коробки «автомат» и транспортное средство эти варианты.

Химический тюнинг

К самым популярным средствам, используемым при данном методе улучшения, относятся:

1. Жидкости для промывания АКПП (обычно это продукция таких марок, как «Lubegard» или «Hi-Gear»). Использование данных средств, предшествует полной замене масла и позволяет повысить эффект от моющих средств. Процедура использования проста - жидкость заливается в коробку, далее авто работает 10-20 минут во всех режимах, все отложения и продукты износа вымываются. Затем производят замену масла.

Польза: все продукты износа по максимуму вымываются из гидротрансформатора «автомата».

Вред: использование для существенно изношенных или поврежденных АКПП приводит к образованию «тромба» (засорению стоков коробки крупными изношенными элементами), вымыванию так называемых «полезных» отложений, которые имеются в местах износа, что может привести к ухудшению работы коробки в целом.

2. Присадки-герметики. Они используются для предотвращения или устранения течей в каналах коробки. Если обнаружена течь, то присадка заливается на время пробега от 1 до 3 тысяч километров. Основной эффект - устранение проблемы. Далее осуществляется замена масла без промывки.

Польза: устранение утечки без процедуры разборки агрегата.

Вред: вещество вредит плунжерам, соленоидам и механическим клапанам. Порой засоряются масляные клапаны, происходит «зависание» коробки.

3. Присадки-кондиционеры. Они снижают уровень трения между металлическими компонентами агрегата. Вещество заливается на все время использования масла - до следующей его полной замены.

Польза: уровень трения в действительности снижается, что сокращает износ, и повышается долговечность металлических деталей (подшипников, компонентов с зубчатыми зацеплениями).

Тюнинг АКПП, преимущества и недостатки - фото 3Вред: сцепление деталей также снижается, что ведет к пробуксовке (к примеру, фрикционных дисков) и ускорению износа.

4. Присадки для восстановления уплотнителей и поршней из резины. Пример вещества - «Trans-XK&W».

Польза: временно такие присадки могут вернуть рабочие свойства (прежде всего эластичность и гибкость) уплотнительным резинкам и поршням. Это позволит, к примеру, нормализовать работу коробки «автомат» и авто в целом при выставлении на продажу.

Вред: В составе присадок есть растворители, которые приводят к утрате твердости и набуханию уплотнителей. Такое изменение структуры ускоряет износ и полный выход из строя.

5. Универсальные присадки, к примеру «StageTransmission» от XADO, обещающие совмещение позитивных эффектов от всех других химических веществ.

Отметим, что даже в самом доступном масле для АКПП есть весь набор присадок, обеспечивающих оптимальную работу агрегата. Пропорции и состав проверены серьезными исследованиями и испытаниями. На рынке автохимии все равно предлагается большой выбор дополнительных ревитализантов и модификаторов от разных компаний, как от известных и авторитетных, так и не очень. Ко всем обещаниям по поводу чудесных свойств таких присадок, вроде заполнение износа металлических компонентов, восстановление рабочих характеристик, полная победа над шумом и силами трениями, стоит относиться скептически. Положительный эффект от отдельных составов возможен, но чаще всего, он весьма краткосрочен, так что даже порой его не хватает на то, чтобы продемонстрировать классное авто доверчивому покупателю.

Вред: негативных побочных эффектов ещё больше. Универсальные присадки суммируют и потенциальный вред от всех описанных выше специализированных средств. Хотя об эффекте «плацебо» забывать не стоит, если верить в чудо, то как минимум, субъективно ощутить его можно.

Физико-химический тюнинг

Он предполагает реализацию процедур по закалке и упрочнению особо требовательных металлических компонентов АКПП в разных средах. Для этого отдельные детали подвергают воздействию высоких температур, держат в расплавах или растворах химических соединений (органика и неорганика) с последующей процедурой охлаждения по особой методике. Это достаточно дорогой и эффективный способ улучшения коробки «автомат».

Плюсы: прочность деталей и компонентов (их металлических поверхностей) серьезно возрастает.

Минусы: нужны специальные высокотехнологические условия реализации. Кустарно такую работу не провести.

Качественный тюнинг

Тюнинг АКПП, преимущества и недостатки - фото 4Данный комплекс работ направлен на повышение технических параметров АКПП за счет изготовления компонентов и деталей с использованием более качественных, продвинутых материалов. Цель - повышение надежности (изредка также и изменение конструктивных особенностей).

Как правило, для этого изготавливаются:

  • суппорты сцепления из дорогих, высоколегированных металлических сплавов;
  • стальные сепараторы, встраиваемые в насосы со ступицами из алюминия;
  • игольчатые подшипники вместо биметаллических втулок;
  • полимерные прокладки, замещающие бумажные;
  • тефлоновые уплотнители вместо стальных, или наоборот;
  • фрикционы с карбоновыми или металлокерамическими накладками вместо картонных;
  • дополнительные охлаждающие радиаторы;
  • поддоны с повышенной маслоемкостью.

Производством этих и других комплектующих занимаются такие компании, как ALTO и SONNAX. Ассортимент продукции этих фирм не очень велик. Нередко частные мастера занимаются самостоятельными, кустарными доработками, что исключает суть процедуры - повышение качества деталей не происходит.

Плюсы: при должном подходе обеспечивает серьезное увеличение запаса прочности АКПП, потенциал для наращивания мощи силового агрегата без ухудшения для комфортной езды.

Минусы: нередко встречаются кустарные детали, также бывают ошибки в расчетах, которые нивелируют положительный эффект. К тому же тюнингованные зачасти - это дорогое удовольствие. Комплект металлокерамических фрикционов может стоит до 3 тысяч долларов.

Глубокий тюнинг

Он ведется по всем направлениям и затрагивает такие узлы АКПП, как:

  • Гидротрансформатор. Самый простой вариант предполагает установку трансформатора с авто с меньшим объёмом мотора, что позволяет увеличить крутящий момент в начале езды, увеличить скорость переключения на блокировку при высоких значениях вращательного момента. Кроме того, в рамках тюнинга гидротрансформатора выполняют:
  • усиление лопаток насосного и/или турбинного колеса;
  • установку накладок из кевлара на блокировку;
  • замену шайб и подшипников;
  • установку усиленной муфты реакторного колеса.

При более продвинутом тюнинге приобретается новый спортивный трансформатор или же он делается под заказ. Цена вопроса - от 0,8 до 2 тысяч долларов.

  • Система охлаждения. Обычно для неё устанавливают ещё один радиатор, который связан с штатной системой с помощью масляного термостата. Также ставится термодатчик с электрическим клапаном (без него зимой коробка «автомат» в зимнее время будет промерзать и подвергаться повышенному износу).
  • Масляный насос. Вместо него ставят аналог повышенной производительности. Это повышает давление в магистралях, не допускает флюктуации. Безупречный аналог заводского производства найти нелегко, а изготовить кустарно - ещё сложнее.
  • Гидравлическая плита. Она тюнингуется за счет притирки узлов и предотвращения утечек, а также отказа от бумажных прокладок. Обычно устанавливают улучшенный комплект соленоидов, которые работают быстрее и производительнее. Дополнительно осуществляется калибровка отверстий в жиклерах и сепараторной пластинке.

Дополнительно в рамках глубокого тюнинга осуществляются и все работы, которые были описаны выше - в разделе о качественном тюнинге. Дополнительно к этому выполняют:

  • уменьшение зазоров внутри сцепления за счет использования максимально тонкой стали и выбора спортивных фрикционов;
  • грамотный подбор планетарного ряда с увеличенными передаточными числами для начальных скоростей.

Программный тюнинг

Тюнинг АКПП, преимущества и недостатки - фото 5 Эти улучшения нередко относят к глубокому тюнингу. Перепрограммирование возможно лишь для АКПП, которые имеют адаптивное управление. Если его нет, то нужно создавать отдельный или переделывать имеющийся блок управления, что не всегда вообще реализуемо. Программный тюнинг чаще всего направлен на такие аспекты функционирования коробки «автомат», как:

  1. Изменение значения «Стал Спид» (StallSpeed) при неблокированных тормозах, точки старта с места - до 3 тысяч оборотов вместо 2. Такие корректировки повышают динамику и резвость при начале движения, которое должно происходить на повышенных оборотах.
  2. Снижение времени до активизации жесткой блокировки гидротрансформатора. Это обеспечивает передачу максимального усилия.
  3. Согласование подачи сигнала о переключении передачи при оборотах в 3,5-4 тысячи за минуту.

Все эти меры оправданы и целесообразны в том случае, если мощность силового агрегата увеличена до 400-800 «лошадей», то есть в 2-3 раза от номинальной. Также есть смысл выполнять такой тюнинг при замене мотора на более мощный. Иначе перепрограммированная система будет неэффективна, переключение передач станет жестким, даже если работу выполняли квалифицированные специалисты, которые провели все необходимые расчеты.

Кстати, чтобы слегка охладить пыл всех тех, кто так хочет улучшить АКПП своего авто, отметим, что ощутимого и реального эффекта от тюнинга, проводимого разными методами, можно добиться лишь при вложениях начиная от 3 тысяч долларов и вплоть до 10-15 и более.